Персональный сайт педагога на портале Новое поколение

Создайте свой персональный сайт совершенно бесплатно


Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621


 

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2022»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Описание опыта работы»

Татаурова Алена Борисовна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад  №100»

ТЕМА: «Развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности средствами STEAM - технологии»

 

«Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии.  Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства, и что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости»

В.В.Путин

 

Современное социально – экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Всё больше и больше говорится о переходе к «безлюдному» робототизированному производству в экономике и промышленности, что требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых производственных задач – проектных, конструкторских, технологических, управленческих… То есть  обозначилась необходимость в высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности и воспитание  творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к саморазвитию и творческому мышлению.

Важнейшей отличительной особенностью стандарта является системно-деятельностный подход, актуализирующий изучение способов действий достаточных для построения новых знаний и умственных действий ребенка. Такой подход легко реализуется в детском техническом творчестве.

Так  Государством определено направление по развитию  начального технического творчества, поскольку данное направление позволяет детям освоить систему социальных отношений в совместной практической деятельности. Именно дошкольное детство является благоприятным временем для развития предпосылок инженерного мышления.

Вопросами формирования конструктивного мышления дошкольников занимались: такие ученые-психологи, как Моляков В.А., Вертгеймер М., Волков Б.С., Поддъяков, Шаталов Н.Д. и др. и ученые-практики- Малков В.И., Парамонова Л.А., Ярыгина А.

Наш детский сад является инновационной площадкой «Инженерные классы 2.0». (Приложение 1)  В рамках реализации данной инновационной деятельности была определена тема: «Развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности средствами STEAM - технологии». Данная тема актуальна и явилась результатом системной деятельности в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

В своей педагогической деятельности я сочетаю и интегрирую инновационные и традиционные формы работы.

Одной из инновационных форм работы является STEAM – образование.   STEAM – образование – это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребёнка с возможностью вовлечения его в техническое творчество.

Инженерное мышление – это вид познавательной деятельности,  направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надёжной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции (по словам Г.И Малых, В.Е. Осипова).

В результате развития такой области интеллекта, как инженерное мышление у детей формируются практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условию, по собственному замыслу.      Ж.Пиаже говорил: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».

Техническое творчество развивает интерес к технике, способствует формированию мотивации к деятельности и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей.

Опыт работы направлен на развитие предпосылок инженерного мышления у детей  дошкольного возраста средствами STEAM - технологии  в системе, в совокупности таких видов деятельности как, Lego – конструирование, моделирование из конструктора Тико, конструктора Yohocube, геометрического конструктора MagKinder, программирование Magcoding Hello.

Целью моей работы является: развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности средствами STEAM – технологии.                                  

Мною поставлены следующие задачи:

  • формировать основы технической грамотности воспитанников;
  • развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
  • обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
  • оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.

Основные методы работы:

  • познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
  • проблемный метод (поиск путей решения проблемы);
  • систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.)
  • контрольный метод ( выявление качества усвоения знаний, навыков и умений, их коррекция в процессе выполнения практических заданий)

Организация деятельности предусматривает коллективную, групповую, индивидуальную, самостоятельную формы работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) в течение  2 лет.

Основные приёмы работы:

-беседа;

-ролевая игра;

-познавательная игра;

-логические и математические игры;

-задание по образцу (с использованием инструкции);

-творческие задачи, вопросы и ситуации;

- работа со схемами;

-соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).    

На подготовительном этапе  погружение в   STEAM - среду мы начинали с Lego и Тико – конструктора.  В поисках новых решений вносили в предметно-пространственную среду новые виды игрового оборудования: конструктор Yohocube, геометрический конструктор MagKinder и мини-робота Magcoding Hello.

Ребята с большим интересом учились объединять эти виды конструкторов общей идеей и общим замыслом. Дети видели взаимосвязь происходящих событий, лучше начинали понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывали для себя что – то новое и оригинальное.

Самое главное – не надо ограничивать полёт фантазии детей!

Основной этап включал в себя   создание  «Инженерной книги», что    является новизной представленного опыта работы.  «Инженерная книга» - это совместный творческий продукт всех участников образовательных отношений (дети, педагоги, родители).

«Инженерная книга» включает в себя разработку ее структуры и определение тематики продуктивной деятельности.

 В структуру «Инженерной книги» входят:

  1. Общий раздел.
  2. Идея и общее содержание деятельности.
  3. История вопроса и существующие способы решения проблемы.
  4. Описание процесса подготовки.
  5. Инженерное решение и описание конструкции.
  6. Продуктивная деятельность и ее презентация.

 С целью распространения эффективного опыта инновационной деятельности мною в 2021 году в научно-педагогическом издании «Народный педагогический журнал» Выпуск №17 (10) 2021г. Тема номера: «Успешные практики и инновации в системе образования» была опубликована статья «Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Магнитный конструктор. Помощь Вайту», автор Татаурова Алёна Борисовна, воспитатель МБДОУ №100 города Кургана. (Приложение 2)

           Для педагогов детского сада организованны мастер-классы по использованию в педагогической деятельности конструкторов: Lego –конструктора, конструктора Тико, конструктора Yohocube, геометрического конструктора MagKinder, программирование Magcoding Hello.

            Прослушаны семинары, организованные ГАОУДПО «Институт развития образования и социальных технологий», в рамках проекта «Инженерные классы 2.0» для дошкольных образовательных организаций.

            В условиях ограничения посещения массовых мероприятий родителями (законными представителями)  в детском саду стало актуальным в рамках работы с родителями организация тематических выставок и фотовыставок технической направленности, например «Машина будущего» (из бросового материала). Практика показала,  данный вид взаимодействия способствует ранней профориентации.

           На заключительном этапе была проведена оценка эффективности развития предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста. Где отмечается, что у большинства детей проявляется интерес к инженерному мышлению,  в продуктах их деятельности отражены показатели творчества, признаки оригинальности, инициативы. Они способны зарисовать схему своей постройки, составить алгоритм выполнения модели. Дети стараются выполнить задания самостоятельно и безошибочно. Знают и используют в своей речи понятийный аппарат, умеют правильно называть конструктор, детали конструктора. Формируется позитивное отношение к совместной деятельности, а в дальнейшем, будут приобретены навыки владения цифровыми технологиями в процессе программирования. (Приложение 3)

               Созданные в нашем детском саду условия, разнообразие игрового оборудования (Legо,  Тико – конструктор, конструктор Yohocube, геометрический конструктор MagKinder и мини-робот Magcoding Hello)

мотивируют детей к детскому техническому творчеству, развитию предпосылок инженерного мышления,  от  Я – исследователя до Я – творца и ранней профориентации. (Приложение 4)

            Обобщая вышеизложенное, мы пришли к выводу, что развитие технических способностей детей дошкольного возраста – это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребёнка, его пространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающих базис индивидуальных способностей области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники, механизмов. Таким образом, созданные условия в ДОУ, способствуют организации творческой продуктивной деятельности дошкольников в образовательном процессе, позволяя заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, осуществить начальное инженерно – техническое образование детей дошкольного возраста.

           Список используемой литературы. (Приложение 5)

 

            Приложения можно посмотреть в разделе Портфолио

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

        

 

        

 

 

 


Новое Поколение

Случайный сайт

Наша группа ВК

На современном этапе развития образования в России, в работе педагога становится профессиональной необходимостью составление различного рода программ, методических пособий, написание статей. Рецензирование работ необходимо для того, чтобы убедиться в точности и достоверности изложения и, в необходимых случаях, добиться от автора следования определенным стандартам, принятым в конкретной области или науке в целом. Напротив, публикации программ и методических пособий, не прошедших процедуру рецензирования, часто воспринимаются с недоверием. Для повышения научности и значимости Ваших программ, методических пособий и статей приглашаем Вас воспользоваться ресурсами сайта!