Конспект НОД по «Формирование элементарных математических представлений».
на тему «Веселый счет» для детей старшей группы
Цель НОД: создать условия для закрепления у детей сформированных представлений о числе и цифре «семь».
Задачи НОД:
- Образовательные:
1) развивать умение обозначать количество, число предметов цифрой 7;
2) совершенствовать умение употреблять цифру 7 в соответствии с числом предметов;
3) закреплять знания чисел натурального ряда, «соседей» числа, навыки счёта в пределах 10;
4) развивать навыки решения примеров на сложение и вычитание с использованием числовой прямой;
5) закреплять знания детей о геометрических фигурах;
6) упражнять в решении задач;
7) формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Развивающие:
1) работать над осмыслением действий сложения и вычитания;
2) развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности;
3) развивать устойчивое внимание, мышление, речь, творческое воображение; мелкую моторику.
-Воспитательные:
1) воспитывать внимательность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость, умение слушать;
2) формировать навыки самостоятельности, наблюдательности;
3) воспитывать интерес к математическим занятиям.
Интеграция образовательных областей:
- «Познание»: развитие познавательной деятельности через решение примеров и задач; разрешение проблемных вопросов;
- «Коммуникация»: развитие речевой деятельности (ответы на вопросы, составление условия задачи);
- «Социализация»: развитие навыков сотрудничества; формирование чувства сопричастности, взаимопомощи;
- «Чтение художественной литературы» - чтение сказок;
- «Физическое развитие»: физкультминутка.
Методы работы: беседа, иллюстрация, показ, частично-поисковый, упражнение, самостоятельная работа воспитанников, поощрение, предъявление требований.
Форма организации детей: фронтальная.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.
Оборудование и материалы: ПК, проекционное оборудование, презентация, карточки с геометрическими фигурами, картинный материал «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», цветок «цветик-семицветик», карточка с цифрой 7.
Раздаточный материал: для каждого воспитанника листочки с геометрическими фигурами; карточки с примерами, набор цифр и знаков.
Предварительная работа: чтение сказок «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов».
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я хочу начать наше занятие с приветствия. Давайте встанем и поприветствуем друг друга и гостей, которые присутствуют у нас на занятии. Придумано кем–то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и птицам! Доброе утро – улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым! Пусть доброе утро – длится до вечера.
II. Определение темы занятия.
Воспитатель: Садитесь. Ребята, чем мы занимаемся на занятиях по математике?
Дети: Считаем, решаем примеры, задачи ….
Воспитатель: Правильно. А с геометрическими фигурами мы работаем? Дети: Да. Воспитатель: Назовите геометрические фигуры, которые вы знаете?
Дети: Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а вам интересно узнать тему нашего занятия?
Дети: Да. Воспитатель: Хорошо. Чтобы узнать тему нашего занятия, вы должны выполнить задание, в котором и пригодятся ваши знания геометрических фигур. У каждого из вас лежат листочки, возьмите цветной карандаш и раскрасьте только треугольники. Раскрашиваем аккуратно, красиво.
Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: Цифра 7.
Воспитатель: Молодцы! Кто может назвать тему нашего занятия?
Дети: Цифра 7.
Воспитатель: Правильно, тема занятия «Число и цифра 7».
Слайд 1
III. Закрепление изученного материала
Воспитатель: Посмотрите на рисунки и скажите, на что похожа цифра 7?
Слайд 2
Дети: На клюшку, на косу. Воспитатель: Молодцы! - Семь – точно острая коса, Коси, коса, пока остра.
- Очень похожи семёрки на клюшки, Для хоккеиста и для старушки.
Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети: Да-а.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в гости в царство цифры 7. И пойдем мы вот по этой необычной дорожке.
Слайд 3
Посмотрите, на что она похожа?
Дети: На цифру семь.
Воспитатель: Правильно. Итак, в путь. А по дороге вспомним, как пишется цифра 7.
Воспитатель: Откройте тетради на странице 10, где у вас вклеена закладка. Давайте вспомним, из каких элементов состоит цифра 7, посмотрите на карточку.
Дети: Она состоит из волнистой линии, большой и маленькой палочек.
Воспитатель: Правильно. Возьмите в руки карандаш и напишите вместе со мной цифру 7 в воздухе. Хорошо. А теперь напишите цифру 7 в тетради. Не забываем о правильной посадке: спинка прямая, ножки на подставке, локоть лежит на парте. Пишем аккуратно, стараемся. (Дети работают в тетради) Воспитатель: Молодцы, все очень старались, и поэтому цифры получились ровные, красивые. Закройте тетради и положите их на край стола.
Воспитатель: Вот так за работой, незаметно мы и пришли в царство цифры 7. Посмотрите, как здесь красиво!
Слайд 4
В этом царстве растут особенные цветы. Вот один из них. (Прикрепляю на доску цветик-семицветик)
Кто знает, как он называется?
Дети: Цветик-семицветик.
Воспитатель: Молодцы!Назовите, какого цвета лепестки у цветка.
Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель: Вам это что-то напоминает?
Дети: Радугу.
Воспитатель: Правильно, у радуги тоже семь разноцветных полос. Посмотрите на цветик-семицветик, он непростой. На каждом лепестке есть задание, которое надо выполнить. (Дети поочередно подходят к доске, отрывают лепестки и выполняют задания. Устный счет) Задания: - Посчитай от 4 до 9 и обратно. - Назови соседей числа 1. - Какое число стоит перед числом 10? - Какое число стоит после числа 5? - Какие числа стоят между числами 4 и 7? - Сравни числа 9 и 8. - Соедини число 7 и соответствующее количество предметов.
Слайд 5
Воспитатель: Молодцы! Все задания выполнили. Идем дальше. Кто нас встречает? Слайд 6
Дети: Белоснежка. Воспитатель:
Правильно. А из какой она сказки?
Дети: Белоснежка и семь гномов.
Воспитатель: Молодцы! А вот и гномы. (Прикрепляю на доску гномов)
Они приготовили вам примеры, которые надо решить с использованием числовой прямой. Один из вас будет выходить к доске, выбирать понравившегося гнома и решать пример, а все остальные на карточках находите этот пример и записываете ответ. 7 + 2 = 9 – 1 = 4 – 2 = 8 + 2 = 2 – 2 = 3 + 1 = 5 + 2 = (Выполнение задания). Воспитатель: Молодцы, ребята! Гномы очень рады, что вы справились с заданием. Ну, а теперь можно и отдохнуть.
Слайд 7
Ребята, сколько дней в неделе?
Дети: Семь.
Воспитатель:Давайте вспомним их. Физминутка. В понедельник я купался, А во вторник рисовал, В среду долго умывался, А в четверг в футбол гонял, В пятницу я прыгал, бегал, А в субботу танцевал, В воскресенье торт я кушал, А потом я отдыхал. Мы семь раз в ладоши хлопнем, Столько же ногами топнем. Мы за парты снова сядем, Как сидеть мы всем покажем! Воспитатель: Отдохнули, а теперь опять за работу. Слышите, кто это плачет?
Слайд 8
Дети: Коза.
Воспитатель: Как вы думаете, из какой она сказки?
Дети: Волк и семеро козлят.
Воспитатель: Правильно. Мама Коза просит нас помочь ей. Злой Волк забрал козлят и отдаст ей их только при условии, что вы выполните задание. А задание трудное. Поможем Маме Козе?
Дети: Да-а-а.
Воспитатель: Надо по рисунку составить задачу и решить ее.
Слайд 9 (Дети составляют условие задачи, один ребенок записывает решение на доске, остальные выкладывают пример на столах, используя набор цифр и знаков.)
Воспитатель: Какие же вы молодцы! Мама Коза благодарит вас за помощь. Злой волк сдержал свое обещание и отпустил козлят к маме.
Слайд 10
А нам с вами пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с жителями сказочного царства и помашем им рукой.
Слайд 11
IV. Итог занятия.
Воспитатель: Ну, как, понравилось вам в гостях у цифры 7?
Дети: Да-а-а.
Воспитатель: А что больше всего понравилось?
Дети: Раскрашивать треугольники, работать с гномиками, решать примеры, помогать маме Козе. Воспитатель: Хорошо. Давайте вспомним.
- Сколько лепестков было в необычном цветке? (7) - Сколько гномов вам приготовили примеры? (7) - Сколько козлят было у козы? (7) - Сколько цветных полос у радуги? (7) - А как мы на письме обозначаем количество лепестков, гномов, козлят, полос у радуги?
Дети: Цифрой семь.
Воспитатель: Правильно. Ребята, вы сегодня были внимательными, сообразительными, хорошо справились со всеми заданиями, я очень довольна вами. Вы молодцы! А напоследок я хочу всем раздать картинки с радугой. Вам надо будет вспомнить, как располагаются цвета у радуги, и раскрасить ее. На этом наше занятие закончено.
Спасибо за работу.