Значение оригами в развитии познавательных процессов детей
Мир не стоит на месте. С каждым разом появляются новые достижения, облегчающие жизнь людей. Наука совершает новые открытия. Все это происходит благодаря учёным, которые в силу своего ума способны изменить жизнь.
Не зря говорят, что дети-это наше будущее. От них зависит, каким будет мир, будут ли новые открытия, достижения в разных областях жизни,существование всех людей на Земле. И мы, взрослые, должны приложить усилия, дать толчок к успешному развитию ребёнка. Перед нами лежит нелёгкая задача. Как говорят, что посеешь-то и пожнешь.
Для того, чтобы дети в будущем стали успешными, нужно с малых лет уделять внимание развитию всех познавательных процессов, мелкой моторике рук. Для решения данного вопроса есть немало методик и приёмов, одним из которых является оригами.
Оригами-это складывание разных фигур из бумаги. Родиной оригами является страна восходящего солнца - Япония.
В переводе с японского "ори" означает "сложенный", а "ками" - "бумага ", "бог".
"Конструирование из бумаги существует давно. Взрослые, будучи детьми, делали кораблики, самолёты , тюльпаны,но даже понятия не имели, что это оригами.
Изготовление различных фигур из цветной и белой бумаги приносит истинное удовольствие детям разного возраста. Ведь так приятно ощущать себя волшебником, из-под рук которых, доступный подручный материал, превращается в цветок, животное, птицу, элемент декора и так далее.
Это удивительный и доступный способ для развития всех познавательных процессов.
Техника оригами учит детей соотносить нарисованные символы, схемы со словесным объяснением, а далее перенести все это на практическую деятельность. В этом случае задействуется мыслительный процесс, дети начинают думать, мыслить.
Складывая по схеме, ребёнок должен быть внимательным , чтоб в точности выполнить фигуру, ведь при малейшей оплошности, фигура может не получиться, либо будет некрасиво выполнена.
При самостоятельном исполнении данной техники, без образца, нужно вспомнить , каким образом стоит сложить изделие, какова последовательность выполнения.
Данная техника требует аккуратность , точность исполнения. Оригами связано с такими видами деятельности, как аппликация, лепка, рисование, развитие речи, математика,музыка и физическая культура.
Можно привести следующий пример. Возьмём собаку, сделанную путем оригами. Фигуру можно приклеить на лист бумаги, а вокруг неё нарисовать пейзаж красками или карандашами. Задействована изодеятельность. Аппликация проявляется в том, что можно вырезать из цветной бумаги заготовки для собаки (глаза, нос, рот, язык, лапу, голову, туловище и так далее).
В этом случае ребёнок учиться не только складывать оригами, но и пользоваться ножницами, закруглять углы, выбирать пропорции деталей, что способствует развитию глазомера. Ну, а если выучить песню про собаку, то это проявление и музыкального воспитания. Во время занятия лепкой, ребенок может путем размазывания пластилина, украсить изделие. В начале занятия, знакомство с рассказом, сказкой или стихотворением о собаке, способствует развитию речи. Оригами связано и с математикой, так как знакомит с геометрическими фигурами(круг, квадрат, треугольник) и периодические их повторение.
Как видим, технику оригами можно связать со всеми занятиями, которые проводят в садике. Используя фигуры, дети могут создавать сюжетно-ролевые игры, что также в свою очередь положительно влияет на воображение, творчество, фантазию. Дети сами могут придумать, во что и как им играть. Например, при постановке какой-либо сказки, актёры могут использовать атрибуты, выполненные путем оригами.
Конструирование из бумаги положительно влияет и на мелкую моторику рук. В процессе изготовления оригами, главным образом задействуются пальцы рук.
Обучить детей данной технике можно и во время кружка, вне занятий.
Знакомясь с техникой оригами, дети расширяют свой кругозор, мировоззрение,так как знакомятся с историей её возникновения.
Как мы видим, оригами в жизни детей имеет немалое значение, так как происходит развитие всех познавательных процессов.
Наиболее благоприятным возрастом для этого считается 5-6 лет. Именно в этот период ребенок способен усвоить максимально полезную информацию, чем и стоит воспользоваться.
Высказывания великих людей об оригами :
"Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир" [3]
Валентина Дегтева
"Бумага властвует над формой" [3]
Лао-цзы
Как тихи, послушны и кротки бумажные птички! Не одну стопку бумаги извел я на них".
"Они появлялись на свет сами по себе и рождались, направляемые руками своих создателей, моими и моего кузена, непосредственно из первичной материи - бумажных листов".
"Существовало две расы: одна - более стройная и изящная - из листа, сложенного дважды; другая - приземистая, с бородкой и кармашками, - лист для этого перегибался трижды"[4]
Мигель де Унамно
Нетрадиционная техника рисования - ниткография
Рисование-это увлекательное занятие, которая нравится не только взрослым, но и детям. Изобразительная деятельность способствует развитию у ребёнка внимательности, памяти, усидчивости, воображения, творчества. Через рисунок дети выражают свои мысли, чувства, впечатления. Чтобы увлечь ребёнка рисованием, заинтересовать его можно нетрадиционными техниками выполнения изображений. К ним относятся рисование пальцем, ладошкой, картофелем.
Одна из таких техник-это рисование нитками - ниткография
Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».
Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.
Впервые ниткография появилась в Мексике. Местные жители наносили на доски смолу и раскладывали на ней нитки, в результате чего появлялись разные рисунки.
В настоящее время ниткография пользуется популярностью во всем мире. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ. Этот метод рисования можно использовать не только в школе, но и в детском саду. Ребёнок знакомиться не только с нетрадиционной техникой, но и с историей возникновения ниткографии, осваивает технические приемы и способы выполнения рисунка из ниток.
На занятиях по изобразительной деятельности дети узнают, что, не только из ниток, но и из остатков пряжи можно изготовить удивительные и оригинальные картины.
Как же появляется рисунок в этом случае? Нитку на отдельном листе бумаги красят в любой цвет. Далее окрашенную нитку складывают разным способом на чистый лист бумаги, прикрыв сверху другим. За кончик нитку вытягивают в разные стороны. Можно и за оба конца нитку вытянуть. Вытягивают разным способом. Можно плавно, рывками, круговыми движениями. И в зависимости от этого появляются необычные образы.
Дети учатся видеть в своих изображениях что-то необычное, волшебное. Свои рисунки ребята дополняют разными деталями, дорисовывают карандашами, красками.
В связи с чем происходит и развитие воображения.
А как же приятно видеть, как загораются глаза детей, когда она видят результат своей работы!
Это увлекательное мероприятие настолько нравиться детям, что они постоянно просят повторить и выполняют его самостоятельно.